Горячие новости
Главная » Полезное » Все виды трансмиссий. Их плюсы и минусы
Все виды трансмиссий. Их плюсы и минусы

Все виды трансмиссий. Их плюсы и минусы

Количество автомобилей, в которых от двигателя в движение приводятся все 4 колеса, начиная с 1980-х гг. значительно выросло. В США в 2013 г. из всех проданных машин треть составляли полноприводные (AWD или 4WD).

Статистика утверждает, для большинства потребителей двух ведущих колёс недостаточно.

И всё же сегодня большинство легковых автомобилей предлагается с двумя ведущими колёсами. В них трансмиссия, двигатель, дифференциал и ведущие колёса располагаются спереди. Эта система называется переднеприводной (FWD) и применяется в машинах с 1970-х гг.

Грузовики, также как внедорожники и часть легковых машин, используют заднеприводную систему (RWD). У них ведущие колёса, расположенные сзади, приводятся в движение двигателем, установленным спереди, с помощью длинного карданного вала. Чтобы передать привод от карданного вала колёсам, требуется сделать 90°-ный поворот. Для этого используется дифференциал. Это также авто с двумя ведущими колёсами.

Лучшие внедорожники 2014 года и Лучшие кроссоверы 2014 года

Какую систему выбрать?

Зависит от требований к машине:

  • грузовая или пассажирская
  • условия эксплуатации (природный ландшафт, погодно-климатические условия, наличие дорог и пр.)

Если вы живёте на вершине холма, дорога к которой ухабистая и труднопроходимая, спортивный автомобиль с крайне низкой посадкой будет неправильным выбором. Не годится подобная машина и для местностей, где зимой всё покрыто льдом, а весной склизкой грязью. Неправильным выбором будет также внедорожник с огромными шинами, если требуется ездить исключительно от офиса до дома, по безупречному шоссе в центре мегаполиса.

Заднеприводные машины против переднеприводных

FWD

FWD

По сравнению с заднеприводными, переднеприводные легче и дешевле. Они экономичнее и обеспечивают надёжное сцепление, т.к. трансмиссия с двигателем располагаются непосредственно над ведущими колёсами.

Задний привод даёт мощное начальное ускорение, что сильно заметно при старте. За счёт переноса во время ускорения некоторой массы на заднюю часть авто увеличивается тяга. Для гонщиков также важна возможность заноса задней части RWD-автомобилей на большой скорости.

Благодаря размещению части трансмиссии сзади, распределение веса у заднеприводных машин наиболее оптимально, чем в FWD — практически по 50% веса приходится на передок и заднюю часть. Равномерное распределение заметно улучшает баланс и управление авто.

RWD

RWD

В грузовиках с 2-мя ведущими колёсами система RWD необходима. Задняя часть у них слишком легка, т.к. все оснащение расположено спереди. Поэтому при пустом кузове и переднем приводе грузовик практически не сможет двигаться. Задние колёса в данном случае могут практически повиснуть и потерять сцепление даже с умеренно ухабистой дорогой. Кроме того, с увеличением груза у заднеприводных грузовиков увеличивается тяга. Это облегчает буксировку прицепа и/или транспортировку груза. Расположение ведущих колёс максимально близко к точке соединения с прицепом улучшает возможности буксировки.

Управляемость автомобилей с 2-мя ведущими колёсами повысилась с разработкой антиблокировочной и антипробуксовочной систем. Многие водители предпочитают именно такие автомобили.

Но если машины с 2-мя ведущими колёсами недостаточно, следует присмотреться к AWD или 4WD. Особенно такие авто полезны при езде по гладким, скользким либо сыпучим поверхностям. Данные автомобили способны передавать крутящий момент на колёса, имеющие большую тягу. Они также могут облегчить некоторые действия при буксировке (вытаскивание лодки из воды, спуск на воду и т.д.).

Хорошие шины имеют решающее значение

В большинстве случаев шины могут быть важнее, чем количество ведущих колёс. Например, многие спортивные полноприводные автомобили обеспечивают великолепное сцепление. Но комплектуются они летними шинами, ужасно ведущими себя на обледенелых и заснеженных трассах, даже когда в работе все 4 колеса.

Что лучше при езде по снегу, переднеприводное авто с зимними шинами или полноприводная машина со всесезонными покрышками?

В компании Michelin несколько лет тому проводили тест «зимние шины vs AWD со всесезонкой». Переднеприводные машины, обутые в качественные зимние шины практически всегда побеждали по тестам. Полноприводные машины имели преимущество в ускорении, однако тормозной путь у них был значительно длиннее. Безусловно, если полноприводную машину обуть в комплект качественной зимней резины, она победит. Но данный тест убеждает в важности качественных шин.

Не покупайте автомобиль на 10%

Люди иногда приобретают AWD или 4WD для эпизодической эксплуатации вне дорог. В 90% случаев полноприводная машина стоит в пробках или ездит по твёрдому покрытию. Было бы более оптимально купить авто с 2-мя ведущими колёсами, а на пикник ездить на арендованном внедорожнике. Тогда на стоимости машины, на экономии топлива и на техобслуживании была бы сэкономлена немалая сумма.

Подробнее о AWD

Полный привод

Полный привод

Разница между AWD и 4WD достаточно проста. Первая система используется для спортивной езды. Второй оборудуются грузовики и внедорожники, способные ездить даже по горным тропам.

Главный инженер компании Chrysler’s Jeep Grand Cherokee Д.Херцог (Dave Herzog) отмечает, что чёткой разницы между AWD и 4WD нет. Большинство потребителей и автопроизводителей считает, что AWD для дорог и 4WD для бездорожья. Тем не менее Chrysler производит внедорожники AWD Durango и 4WD Jeep Cherokee практически с одинаковой системой привода.

Системой с четырьмя ведущими колёсами обычно оборудуются авто с высоким клиренсом, экранированным днищем, буксирными крюками и огромными шинами. В свою очередь полный привод можно обнаружить на любых автомобилях, от спорткаров с низкой посадкой до внедорожников всех мастей.

AWD бывает двух типов. Она может быть частично либо полностью автоматической. В обычном режиме авто работает как переднеприводное, переключаясь на полный привод по мере необходимости. Система может также постоянно работать в полноприводном режиме, также как и 4WD, за исключением ограниченных возможностей в экстремальных условиях.

Иногда полный привод представляет собой т.н. крутящий момент наведения, когда крутящий момент передаётся напрямую колёсам, независимо, на каком конце либо с какой стороны они расположены. Такой тип AWD в основном применяется в легковых авто и кроссоверах, эксплуатирующихся на нормальном шоссейном покрытии.

Система с четырьмя ведущими колёсами также может быть в постоянной или переменной версиях. Она используется в грузовиках и внедорожниках. В первую очередь 4WD используется для бездорожья. Версии с непостоянным полным приводом предполагают, что в данный режим водитель или бортовой компьютер будут переключать автомобиль в случае необходимости. С постоянным 4WD, думаем, всё понятно.

Высокий и низкий

Большинство систем 4WD может иметь высокий или низкий диапазон. Обычно водитель выбирает его с помощью электронного переключателя. Хотя в почтенном Jeep Wrangler до сих пор применяется напольный механический рычаг.

Низкая настройка обеспечивает больший крутящий момент для вытягивания или подъёма на бездорожье. Высокое значение стоит по умолчанию. Оно полезно на скользкой или сыпучей поверхности.

Что выбрать?

Несмотря на большую стоимость, 4WD предпочтительнее для большинства людей. Данная система гарантирует безупречное сцепление на любых поверхностях, а также облегчает буксировку.

Как AWD, так и 4WD являются более сложными системами, увеличивающими вес и стоимость. Дополнительный вес неблагоприятно влияет на потребность в топливе. Обычно расход увеличивается в легковых машинах на 4-9%, а в грузовиках на 5-10%. Увеличение стоимости лежит в пределах $1-4 тыс.

Благодаря требованию в дополнительном обслуживании и низкой топливной экономичности, общие затраты на полноприводные авто выше.

Однако обслуживание AWD и 4WD всё же ниже цены за ремонт автомашины с 2-мя ведущими колёсами, не справившейся с управлением на скользком или заснеженном шоссе.

Компенсирует повышенную стоимость также возможность продать полноприводную машину дороже, особенно в регионах со сложными зимами и труднопроходимыми ландшафтами.

Два ведущих колеса

Переднеприводные авто менее сложны, а значит менее дороги в производстве, чем иные виды трансмиссии. Это несколько поспособствовало популярности FWD моделей. Но основной причиной широчайшего распространения является топливная экономичность.

Когда в середине 1970-х гг. федеральное правительство инициировало программу CAFE, автопроизводители быстро смогли получить высокую топливную экономию при помощи переднеприводной трансмиссии.

В большинстве транспортных средств двигатель уже располагался спереди. Оставалось только развернуть его боком и подключить к передним колёсам. Такое компактное исполнение трансмиссии позволяет снизить массу (экономия топлива) и устранить потери энергии, присущие передаче через карданный вал и дифференциал.

Оборотная сторона FWD

Несмотря на заметное преимущество, передний привод имеет определённые недостатки. Когда крутящий момент неравномерно распределяется между колёсами, авто начинает уводить в сторону на сильном ускорении. Кроме того, радиус поворота FWD больше, чем у RWD, т.к. под капотом не остаётся свободного места для поворота колёс.

Изнашиваются переднеприводные авто быстрее, чем заднеприводные. Да и передние шины истираются быстрее из-за повышенной нагрузки.

Плюсы и минусы RWD

Всё, что сказано о переднеприводной трансмиссии, справедливо и для заднеприводной, только наоборот. Когда вы жмёте педаль акселератора RWD автомобиля, вес перемещается к заднему концу, где он и должен быть для придания большего ускорения. Это разгружает передние колёса, позволяя им сосредоточиться на точном направлении автомобиля. Задний привод также используется для эффектного разворота путём заноса задней части на скорости.

Это не значит, что RWD машины самые лучшие. Конструкция заднего привода заставляет использовать карданный вал, а также размещать его, создавая в салоне уродливый горб. Кроме того, для поворота крутящего момента на 90° требуется дифференциал. Эти массивные детали увеличивают стоимость и массу, уменьшая мощность. Заднеприводные машины также менее экономичны.

Управлять заднеприводной машиной в ненастную погоду куда сложнее, чем переднеприводной. Она запросто может забуксовать на лужайке перед домом или застрять в канаве без противобуксовочной системы. Правда, подобные системы сегодня в легковых и грузовых автомобилях стоят по умолчанию.

Выводы

Системы 4WD и AWD существенно увеличивают массу, усложняют авто и повышают его стоимость. С увеличением распространённости противобуксовочных систем преимущества полного привода для среднего автомобилиста в значительной степени исчезли.

В конце концов, «лучшей» трансмиссии не существует. Хороший автодилер может помочь подобрать оптимальный тип привода, узнав, чего вы ждёте от авто.

Scroll To Top